Как должна быть устроена система поступления


Коротко

Абитуриент получает свои баллы ЕГЭ, олимпиады, индивидуальные достижения, справки об инвалидности и т.п. (всё как сейчас). Расставляет, например, 15 образовательных программ по приоритету. Если абитуриент не проходит по первому приоритету, то он участвует в конкурсе по второму, если не проходит и по нему - по третьему и так далее. Если он попадает в каком-то конкурсе в КЦП, но выталкивает кого-то, то этот вытолкнутый абитуриент переходит по своему следующему приоритету и так далее. В итоге оказывается так, что ни для одного абитуриента не найдется никого слабее его ни в одном более приоритетном конкурсе. Наступает справедливость.

Ничего непонятно, но очень интересно!

Посмотрите пример, будет понятнее.

Получается, все должны сдавать одинаковые экзамены?

Нет, внутри одного конкурса люди ранжируются как сейчас. Кто не попал в КЦП - ушел на свой следующий приоритет (возможно, там другие критерии ранжирования, но это не проблема).

Это очень сложная система, её невозможно реализовать!

Нет, на пару вечеров работы. А работать будет минут за десять для всех российских абитуриентов.

А если я передумаю и захочу поменять приоритеты?

Приоритеты можно менять хоть каждые три минуты до момента X. В момент X происходит справедливое распределение.

В этой системе невозможно учесть БВИ, целевой приём и особое право!

Нынешняя система позволяет ранжировать все эти категории граждан, ничего менять не нужно. Ранжировать как сейчас и нет проблем.

В этой системе невозможно учесть ДВИ!

Записываетесь заранее, сдаёте ДВИ и только со сданным ДВИ имеете право принять участие в конкурсе. После сдачи ДВИ выбираете этот конкурс в качестве одного из приоритетов и дальше ранжирование как сейчас. Пролетели - автоматически перешли на следующий конкурс. А так хоть во все 15 мест можно разные ДВИ сдавать, никаких проблем.

Это вы сами придумали?

Нет, это придумали в 1962 году Гэйл и Шепли. В 2012 они получили за эту идею Нобелевскую премию по экономике.

Это вообще где-нибудь уже работает?

Да, примерно так устроен приём в украинские вузы, например. И ещё много где используется

Из-за этой системы вузы не заработают миллиарды рублей, потому что те кто пролетит мимо всех приоритетов - бедные и плохо подготовленные (не хватало денег на репетиторов и квартиру в районе с хорошей школой). Они же не смогут оплатить платное обучение!

Да.

Из-за этой системы все самые умные уедут в столицу!

Ну не все, но уедут, да.

Мне нравится ваша идея, куда заносить деньги, что делать, кому писать?!

Расскажите знакомым и незнакомым, что система поступления может быть нормальной.

Пример

Пусть у нас есть шесть людей: Анна, Борис, Валентина, Григорий, Диана и Евгений, а также три образовательных программы X, Y, Z, по два места на каждой. Все эти люди сдавали какие-то свои наборы ЕГЭ и ДВИ и их результаты отображены в таблице (прочерк означает, что они не сдали соответствующий образовательной программе набор экзаменов):

ИмяXYZ
Анна310-268
Борис200210200
Валентина-211212
Григорий300213212
Диана299299299
Евгений-298300

К моменту распределения люди расставили следующие приоритеты:

ИмяПриоритет 1Приоритет 2Приоритет 3
АннаZX-
БорисZYX
ВалентинаYZ-
ГригорийZYX
ДианаZXY
ЕвгенийYZ-

Сделаем табличку и будем отслеживать что происходит с текущей ситуацией:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
Y---
Z---

Добавлять абитуриентов можно в случайном порядке. Начнём, например, с Валентины. Она больше всего хочет на программу Y, где её балл равен 211. Пока что она лучший абитуриент там:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YВалентина, 211--
Z---

Добавим Евгения. Он больше всего хочет на программу Y, где его балл равен 298. Он смещает Валентину на второе место:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YЕвгений, 298Валентина, 211-
Z---

Добавим Анну. Она больше всего хочет на программу Z, где её балл равен 310. Она - лучшая абитуриентка там:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YЕвгений, 298Валентина, 211-
ZАнна, 310--

Добавим Бориса. Он больше всего хочет на программу Z, где его балл равен 200. Он оказывается на втором месте:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YЕвгений, 298Валентина, 211-
ZАнна, 310Борис, 200-

Добавим Григория. Он больше всего хочет на программу Z, где его балл равен 212. Она оказывается на втором месте, выталкивая Бориса на третье:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YЕвгений, 298Валентина, 211-
ZАнна, 310Григорий, 212Борис, 200

Борис не попадает в КЦП на программе Z. Его второй приоритет - программа Y, балл на которой равен 210. И там он оказывается на третьем месте:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
X---
YЕвгений, 298Валентина, 211Борис, 210
ZАнна, 310Григорий, 212-

Борис не попадает и в КЦП на программе Y. Его третий приоритет - программа X, балл на которой равен 200. Он оказывается на первом месте:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
XБорис, 200--
YЕвгений, 298Валентина, 211-
ZАнна, 310Григорий, 212-

Теперь КЦП нигде не превышены и можно определить последнего абитуриента - Диану. Её первый приоритет - программа Z, её балл на этой программе равен 299. Она оказывается на втором месте, выталкивая Григория на третье:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
XБорис, 200--
YЕвгений, 298Валентина, 211-
ZАнна, 310Диана, 299Григорий, 212

Григорий не попадает в КЦП на программе Z. Его второй приоритет - программа Y, балл на которой равен 213. Он оказывается на втором месте, выталкивая Валентину на третье:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
XБорис, 200--
YЕвгений, 298Григорий, 212Валентина, 211
ZАнна, 310Диана, 299-

Валентина не попадает в КЦП на программе Y. Её второй приоритет - программа Z, балл на которой равен 212. Он оказывается на третьем месте:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
XБорис, 200--
YЕвгений, 298Григорий, 212-
ZАнна, 310Диана, 299Валентина, 212

К сожалению, Валентина не попадает в КЦП и на программе Z. У неё нет третьего приоритета и она не поступает никуда, а программа X закрывается с недобром:

Образовательная программаАбитуриент 1Абитуриент 2Абитуриент 3
XБорис, 200--
YЕвгений, 298Григорий, 212-
ZАнна, 310Диана, 299-

Проверим для каждого абитуриента:

Анна первым приоритетом указала программу Z и поступила туда с баллом 310.

Борис первым приоритетом указал программу Z, но со своим баллом 200 оказался хуже Анны (310) и Дианы (299). Второй приоритет Бориса - программа Y, балл у Бориса на ней равен 210, что хуже, чем у Евгения (298) и Григория (212). В итоге Борис попал на программу X по третьему приоритету с баллом 200.

Валентина первым приоритетом указала программу Y, но со своим баллом 200 оказалась хуже Евгения (298) и Григория (212). Второй приоритет Валентины - программа Z, но она не поступила и туда со своим баллом 212, что хуже чем у Анны (310) и Дианы (298). Валентина не поступила никуда, т.к. третьего приоритета у неё нет.

Григорий первым приоритетом указал программу Z, но со своим баллом 212 оказался хуже Анны (310) и Дианы (299). Второй приоритет Григория - программа Y, на которую он и поступил с баллом 212.

Диана первым приоритетом указала программу Z и поступила туда с баллом 299.

Для любого абитуриента на более желанной для него программе оказались только абитуриенты с большим баллом.